Программами поддержки малого и среднего бизнеса пользуется только каждый двадцатый — таковы результаты опроса представителей этого сегмента экономики. Половина опрошенных вообще не в курсе существования госсподдержки, треть просвещенных считают ее практически недоступной. И только каждый четвертый не прибегает к подобным механизмам сознательно.
«Неинформированность» предпринимателей вызывает недоумение и даже недоверие. Возможно, речь идет все же о частичной неосведомленности обо всем «ассортименте». Поскольку не знать, например, о каникулах — налоговых или надзорных, — которые тоже являются инструментами поддержки, это все равно, что упорно продолжать ходить в школу в июле.
Но, как бы то ни было, за остальными плюшками очередей из представителей МСП не наблюдается. Льготное кредитование в текущем году смело можно считать проваленным: запланированный на эти цели триллион рублей остался едва надкушенным (общая сумма выданных кредитов — 69 миллиардов, по данным на сентябрь месяц). При этом оно остается желаемым инструментом, как и снижение налоговой нагрузки. Но существующие ставки не расцениваются бизнесом как действительно льготные.
Среди других недостатков (реальных или предполагаемых) программ господдержки бизнесмены отмечают сложность процедур подготовки и сбора необходимых для получения документов, а также головную боль с отчетностью.
Не удивительно, что сами предприниматели, оценивая эффективность разработанных в высоких министерствах мер, склоняются к необходимости совершенно иных проявлений поддержки государством: защите от блокировки счетов и теневой конкуренции, непредвзятости судов в случае невыполнения контракта ответчиком-госзаказчиком и т. п.